Суббота, 18.05.2024, 15:40
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS      Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход  


Сайт учителя физики Курденко Евгении Васильевны 


Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование элементов модульной технологии на уроках физики в 7,8 классах

Использование элементов модульной технологии на уроках физики в 7,8 классах 

Цель: Разработать и провести уроки в 7,8 классах  с использованием элементов модульной технологии.

Задачи:

1.    Изучение методической литературы (модульная технология)

2.    Разработка учебных карт для учащихся

3.    Апробация  учебных карт на уроках физики в 7,8 классах

 

Модульная технология обучения на уроках физики

        Сущность модульной технологии состоит в том, что взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально новой основе: с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня подготовки. Успешность модульного обучения предопределяется соблюдением паритетных взаимоотношений между педагогом и учащимися. Принцип модульного обучения выражает, прежде всего, целенаправленность обучения, которая способствует формированию мотивации в обучении. Использовать модульную технологию можно как при изучении новых тем, которые учащиеся способны освоить самостоятельно (материал основан на ранее изученном), так и при закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Все эти условия являются благотворной почвой для развития у учащихся способностей использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Модульное обучение обеспечивает самостоятельность приобретения дополнительных знаний к уже известным и осуществление их переноса в новые условия, ученик учится самостоятельно организовывать усвоение нового материала.

Модульный урок дает возможность решить задачу дифференциации, причем данная методика способствует осознанному подходу учащихся к обучению, дает возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень по своим знаниям, а также формирует стремление к освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал не только в большем объеме, но и углубить и расширить знания, умения и навыки по данной теме.

При модульной технологии модернизируется деятельность обучающихся на уроке. Во-первых, преобладает и становится систематической самостоятельная работа. Продуманная система дифференцированных вопросов и заданий приобщают к самостоятельной аналитической и практической работе, а также стимулируют познавательную деятельность учащихся.

 Назовем принципы модульного обучения:

·  Модульности – целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков (модулей), внутри которого материал структурируется в виде системы учебных элементов;

·  Структуризации –   разделение материала на небольшие блоки в соответствии с дидактическими целями;

·  Динамичности – обеспечивает вариативность модульных программ, а при необходимости и их изменение;

·  Деятельности – обеспечивает организацию познавательной деятельности и использование ее результатов в перспективе;

·  Гибкости – обеспечивает построение модульных программ таким образом, чтобы их можно было приспособить к индивидуальным особенностям учащихся;

·   Паритетности – определяет характер отношений в системе «учитель-ученик».

Каждый модуль имеет свои структуру, функции, свойства и способы жизнедеятельности. Различают следующие типы модулей:

1.    обобщенное представление о законах развития какой-либо системы;

2.    систематизация, конкретизация и углубление представлений о функционировании данной системы в конкретных ее проявлениях (законах, явления, понятиях);

3.    проектирование деятельности обучающимися по усвоению этих представлений.

Главной особенностью модульной конструкции является наличие целевого плана действий. Цели ставятся как при формировании модуля преподавателем, так и при обработке модуля на уроке.

Правильно организуя деятельность на основе целеобразования, учитель обеспечивает собственную мотивацию к работе, а добиваясь ее осуществления вместе с обучающимися – их мотивацию, а значит, необходимый уровень усвоения, что обусловливает эффективность использования модульной технологии.

Учет когнитивных стилей мышления при модульной технологии обучения

Когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании и оценивании происходящего. В предлагаемой модели организации учебно-познавательной деятельности принимается классификация Г.А. Берулава и М.Н. Берулава, которые выделяют шесть когнитивных типов:

— интегрально-теоретический — ИТ (смысл предъявляемой ситуации воплощен для субъекта в одном понятии, при этом ситуация воспринимается в статике);

— интегрально-деятельностный - ИД (оцениваясь как единый смысловой образ, ситуация воспринимается в действии);

— интегрально-эмоциональный — ИЭ (обобщенная оценка ситуации содержит эмоциональную окрашенность);

— дифференциально-теоретический — ДТ (предъявляемая ситуация устойчиво воспринимается в статике, при этом субъект дифференцирует ее на множество объектов);

— дифференциально-деятельностный -ДД (ситуация и объекты, ее опосредующие, рассматриваются фрагментарно и в действии);

— дифференциально-эмоциональный — ДЭ (ситуации придается эмоциональная насыщенность за счет введения сюжетной основы или же использования ряда эмоционально окрашенных понятий).

На основе педагогического диагностирования когнитивных стратегий  школьников строится карта когнитивных стилей класса и определяются индивидуальные образовательные траектории (технологии - структуры организации учебно-познавательной деятельности, маршруты) обучения, учитывающие особенности усвоения внешней информации обучающимся и обусловливающие логику изложения учебного содержания. Например, учащимся с когнитивным интегральным стилем лучше будет восприниматься информация, изложенная по принципу «от общего - к частному» (содержательная интеграция, «паутинное» изложение). Для обучающихся с дифференциальной когнитивной стратегией оптимальным для усвоения будет вариант с противоположной логикой представления информации (содержательная дифференциация, линейное изложение).

Интегративно-дифференцированный модуль презентируется ученику либо в виде информационных карт на бумажных носителях, либо другим способом (например, с помощью компьютерной программы).

Согласно наиболее часто встречающимся мнениям исследователей в педагогической науке, выделено три уровня дифференциации усвоения физических знаний:

1-й уровень - минимальный,

2-й уровень - основной (общий),

3-й уровень - углубленный.

По видам учебной деятельности - это репродуктивный, конструктивный и творческий уровни. Поэтому при выстраивании модулей для организации учебной деятельности наряду с типом когнитивного стиля школьника задания должны соответствовать еще и выбранному уровню усвоения материала.

 

Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии.

Учебный
модуль

Содержание учебного модуля

УЭ 0

Постановка целей урока

УЭ 1

Входной контроль. Повторение изученного

УЭ 2

Изучение теоретического материала по новой теме

УЭ 3

Закрепление материала

УЭ 4

Самопроверка

УЭ 5

Осмысление (рефлексия)

УЭ 6

Экспертный контроль

Домашнее задание

Несмотря на то, что модульный урок при подготовке требует большой затраты времени (обдумывание темы и хода урока, подбор материала, оформление урока), он облегчает работу учителя во время урока. В процессе работы по модульной технологии происходит накопление материала, что ведет к уменьшению времени подготовки.

 !!! Разработки учебных карт Вы можете скачать зайдя на страницу "Методическая копилка"

Категория: Мои статьи | Добавил: школа (23.08.2012)
Просмотров: 4035 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024