Использование элементов модульной технологии на уроках физики в 7,8 классах
Цель: Разработать и провести уроки в 7,8 классах с использованием элементов модульной технологии.
Задачи:
1. Изучение методической литературы (модульная технология)
2. Разработка учебных карт для учащихся
3. Апробация учебных карт на уроках физики в 7,8 классах
Модульная технология обучения на уроках физики
Сущность модульной технологии состоит в том, что взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально новой основе: с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня подготовки. Успешность модульного обучения предопределяется соблюдением паритетных взаимоотношений между педагогом и учащимися. Принцип модульного обучения выражает, прежде всего, целенаправленность обучения, которая способствует формированию мотивации в обучении. Использовать модульную технологию можно как при изучении новых тем, которые учащиеся способны освоить самостоятельно (материал основан на ранее изученном), так и при закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Все эти условия являются благотворной почвой для развития у учащихся способностей использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Модульное обучение обеспечивает самостоятельность приобретения дополнительных знаний к уже известным и осуществление их переноса в новые условия, ученик учится самостоятельно организовывать усвоение нового материала.
Модульный урок дает возможность решить задачу дифференциации, причем данная методика способствует осознанному подходу учащихся к обучению, дает возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень по своим знаниям, а также формирует стремление к освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал не только в большем объеме, но и углубить и расширить знания, умения и навыки по данной теме.
При модульной технологии модернизируется деятельность обучающихся на уроке. Во-первых, преобладает и становится систематической самостоятельная работа. Продуманная система дифференцированных вопросов и заданий приобщают к самостоятельной аналитической и практической работе, а также стимулируют познавательную деятельность учащихся.
Назовем принципы модульного обучения:
· Модульности – целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков (модулей), внутри которого материал структурируется в виде системы учебных элементов;
· Структуризации – разделение материала на небольшие блоки в соответствии с дидактическими целями;
· Динамичности – обеспечивает вариативность модульных программ, а при необходимости и их изменение;
· Деятельности – обеспечивает организацию познавательной деятельности и использование ее результатов в перспективе;
· Гибкости – обеспечивает построение модульных программ таким образом, чтобы их можно было приспособить к индивидуальным особенностям учащихся;
· Паритетности – определяет характер отношений в системе «учитель-ученик».
Каждый модуль имеет свои структуру, функции, свойства и способы жизнедеятельности. Различают следующие типы модулей:
1. обобщенное представление о законах развития какой-либо системы;
2. систематизация, конкретизация и углубление представлений о функционировании данной системы в конкретных ее проявлениях (законах, явления, понятиях);
3. проектирование деятельности обучающимися по усвоению этих представлений.
Главной особенностью модульной конструкции является наличие целевого плана действий. Цели ставятся как при формировании модуля преподавателем, так и при обработке модуля на уроке.
Правильно организуя деятельность на основе целеобразования, учитель обеспечивает собственную мотивацию к работе, а добиваясь ее осуществления вместе с обучающимися – их мотивацию, а значит, необходимый уровень усвоения, что обусловливает эффективность использования модульной технологии.
Учет когнитивных стилей мышления при модульной технологии обучения
Когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании и оценивании происходящего. В предлагаемой модели организации учебно-познавательной деятельности принимается классификация Г.А. Берулава и М.Н. Берулава, которые выделяют шесть когнитивных типов:
— интегрально-теоретический — ИТ (смысл предъявляемой ситуации воплощен для субъекта в одном понятии, при этом ситуация воспринимается в статике);
— интегрально-деятельностный - ИД (оцениваясь как единый смысловой образ, ситуация воспринимается в действии);
— интегрально-эмоциональный — ИЭ (обобщенная оценка ситуации содержит эмоциональную окрашенность);
— дифференциально-теоретический — ДТ (предъявляемая ситуация устойчиво воспринимается в статике, при этом субъект дифференцирует ее на множество объектов);
— дифференциально-деятельностный -ДД (ситуация и объекты, ее опосредующие, рассматриваются фрагментарно и в действии);
— дифференциально-эмоциональный — ДЭ (ситуации придается эмоциональная насыщенность за счет введения сюжетной основы или же использования ряда эмоционально окрашенных понятий).
На основе педагогического диагностирования когнитивных стратегий школьников строится карта когнитивных стилей класса и определяются индивидуальные образовательные траектории (технологии - структуры организации учебно-познавательной деятельности, маршруты) обучения, учитывающие особенности усвоения внешней информации обучающимся и обусловливающие логику изложения учебного содержания. Например, учащимся с когнитивным интегральным стилем лучше будет восприниматься информация, изложенная по принципу «от общего - к частному» (содержательная интеграция, «паутинное» изложение). Для обучающихся с дифференциальной когнитивной стратегией оптимальным для усвоения будет вариант с противоположной логикой представления информации (содержательная дифференциация, линейное изложение).
Интегративно-дифференцированный модуль презентируется ученику либо в виде информационных карт на бумажных носителях, либо другим способом (например, с помощью компьютерной программы).
Согласно наиболее часто встречающимся мнениям исследователей в педагогической науке, выделено три уровня дифференциации усвоения физических знаний:
1-й уровень - минимальный,
2-й уровень - основной (общий),
3-й уровень - углубленный.
По видам учебной деятельности - это репродуктивный, конструктивный и творческий уровни. Поэтому при выстраивании модулей для организации учебной деятельности наряду с типом когнитивного стиля школьника задания должны соответствовать еще и выбранному уровню усвоения материала.
Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии.
Учебный
модуль
|
Содержание учебного модуля
|
УЭ 0
|
Постановка целей урока
|
УЭ 1
|
Входной контроль. Повторение изученного
|
УЭ 2
|
Изучение теоретического материала по новой теме
|
УЭ 3
|
Закрепление материала
|
УЭ 4
|
Самопроверка
|
УЭ 5
|
Осмысление (рефлексия)
|
УЭ 6
|
Экспертный контроль
|
Домашнее задание
|
Несмотря на то, что модульный урок при подготовке требует большой затраты времени (обдумывание темы и хода урока, подбор материала, оформление урока), он облегчает работу учителя во время урока. В процессе работы по модульной технологии происходит накопление материала, что ведет к уменьшению времени подготовки.
!!! Разработки учебных карт Вы можете скачать зайдя на страницу "Методическая копилка"
|