Суббота, 18.05.2024, 13:31
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS      Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход  


Сайт учителя физики Курденко Евгении Васильевны 


Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИОСО

Технология индивидуально-ориентированной системы обучения 

Автором индивидуально-ориентированной системы обучения и научным руководителем комплекса является А.А.Ярулов –кандидат психологических наук, директор института психологии и педагогики управления образования Красноярского государственного педагогического университета. С 1994 года данную технологию стали апробировать в школах Красноярского края       Технология индивидуально-ориентированной системы обучения является психологической системой. Она не отрицает классно-урочную систему, просто идет другая интерпретация. ИОСО призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и требованиям ребенка. Ценностью для учителя становится не выявление незнания учащихся, а формирование социального опыта управления собой: сами выбирают уровень и темп обучения, планируют свой результат и стараются достичь поставленную цель.

       Данную технологию назвали ориентированной, так как она:

- ориентирована на индивид: его темперамент, мотивы, способности;

- ориентирует учителя на индивидуальную работу с учеником при одновременной работе с классом;                                                    

- ориентирует на интеграцию с другими технологиями.

       Основные идеи ИОСО:

- движение ребенка в своем темпе, при освоении программы (у каждого ребенка свой темп, желание, способности, самочувствие, следовательно, ребенок сам выбирает себе время сдачи зачета, может идти с опережением);

- выбор уровня для изучения материала (ребенок по своим потребностям и возможностям может выбирать уровень выполнения задания: нормативный, компетентный, творческий);

- систематичность и последовательность при усвоении материала.

       В технологии ИОСО учебный материал делится на два блока: лекционный и лабораторный. В блоке изучения нового материала (лекционном), происходит понимание, осознание, осмысление, обобщение изученного материала, а так же частичное усвоение и применение. В блоке самостоятельной работы (лабораторном) происходит усвоение и применение полученных знаний с использованием различных форм работы: групповых, парных, индивидуальных. На лекциях ключевая роль принадлежит учителю. Он «переводит» содержание учебного материала на язык самих учащихся. На лабораторных занятиях роль учителя меняется и из переводчика научных знаний и понятий он становится организатором различных форм работы. Хотя технология ИОСО называется индивидуальной, но в ней на всех этапах используются групповые, коллективные, парные формы работы, так как дети, работая друг с другом, уточняют, обобщают полученную информацию, проговаривают во внешней речи. А чтобы учащихся заставлять рассуждать вслух, надо организовать работу в парах, так как, формулируя мысль, человек прочнее усваивает ее.

       Основой ИОСО является индивидуально-ориентированный  план (ИОП).

При выборе учащимся уровня сложности ИОП позволяет планировать результат собственной учебной деятельности, то есть ставить перед собой цель, формировать у детей самооценку. При работе по плану, у ребенка формируется чувство ответственности за прогнозируемый результат. С помощью ИОП ученики учатся контролировать свой уровень знаний.

Структура ИОПа для учащихся может быть разной для каждой возрастной группы.

Мною была выбрана следующая структура  ИОПа для 10 класса:

Тема

Срок

Знать и уметь

10 у.е.

20 у.е

30 у.е

40 у.е

50 у.е

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       На лекционных занятиях работа по ИОП ведется на пятом этапе урока. Дети пробуют выполнять задания по уровням. Учитель контролирует правильность учебных действий. Оценки при этом не ставятся, так как ребенок, в силу своих психологических особенностей, может быть сейчас не готов выполнить на «5». Одни дети запоминают сразу, другим нужно прочитать дома и только потом решить, на какую оценку они могут ответить. Здесь происходит только закрепление того, что услышал ученик.

       На лабораторных занятиях больший процент времени идет на самостоятельную работу по ИОП и сдачу тем. Здесь могут быть применены разные приемы:

а) групповой зачет по теме в группе или путем собеседования;

б) взаимопроверка тем между участниками группы;

в) взаимопроверка учащимися, опережающими своих товарищей;

г) тестирование.

       Организация выполнения ИОП.

        ИОУП должен быть у каждого ученика;

        Содержать задания минимум на месяц, чтобы не сдерживать учащихся, которые идут с опережением;

        Учащийся сам выбирает уровень выполнения на «3», на «4», на «5»;

        Ребенок имеет право на пересамоопределение. Можно пересамоопределиться на более высокий уровень, но не наоборот. Здесь воспитывается чувство ответственности за взятое дело.

        Выполнение должно быть поэтапное, то есть от параграфа к параграфу, от темы к теме;

        Учащиеся не могут сдавать в день более, чем одну тему, чтобы сохранить работоспособность, не переутомиться и качественно выполнить;

        Во время устного ответа не рекомендуется перебивать учащегося в течение (условно) 5 минут (даже, если он говорит неправильно). Только после этого учитель может задавать уточняющие вопросы. Это заставляет ребенка готовить логически связный рассказ, не рассчитывая на подсказку, а так же происходит развитие монологической речи.

        В 5-6 классах допускается пересдача тем несколько раз. В 7-8 классах – не более 2-х раз. В 10-11 классах требования ужесточаются. Оценка при пересдаче не снижается.

             Индивидуально-ориентированная система обучения предполагает различные средства контроля, которые некоторым образом отличаются от контроля в традиционной системе обучения. Здесь контроль несет в себе функцию – определить знания, а не наказать за незнания, а также, чтобы увидеть, как учащийся самоизменился, как сформировалась у него потребность         к самообразованию, самосовершенствованию. При ИОСО, прежде всего, нужно сформировать самоконтроль. С помощью индивидуально-ориентированного плана ученики учатся контролировать свой уровень знаний.

      Технология заранее проектирует качество, в соответствии с этим простраивается система действий, направляемых на достижение результата, качества выпускника: здоровье (физическое, психическое, интеллектуальное, нравственное); толерантность; творчество; субъективность; качества обученности (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, исследовательские).

Это и есть качественное новообразование, которое возникает только в системе, только под воздействием технологических приемов, только в специально созданных условиях.

В каждый класс приходят дети с разным уровнем развития и способностями. Возникает потребность в такой системе обучения, при которой как одаренный, так и ученик со средними способностями имели бы равные возможности в учебном процессе, чувствовали себя комфортно в учебном процессе

!!! ИОП для 10, 11 классов представлен в методической капилке 

Категория: Мои статьи | Добавил: школа (20.08.2012)
Просмотров: 1583 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024