Технология индивидуально-ориентированной системы обучения
Автором индивидуально-ориентированной системы обучения и научным руководителем комплекса является А.А.Ярулов –кандидат психологических наук, директор института психологии и педагогики управления образования Красноярского государственного педагогического университета. С 1994 года данную технологию стали апробировать в школах Красноярского края Технология индивидуально-ориентированной системы обучения является психологической системой. Она не отрицает классно-урочную систему, просто идет другая интерпретация. ИОСО призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и требованиям ребенка. Ценностью для учителя становится не выявление незнания учащихся, а формирование социального опыта управления собой: сами выбирают уровень и темп обучения, планируют свой результат и стараются достичь поставленную цель.
Данную технологию назвали ориентированной, так как она:
- ориентирована на индивид: его темперамент, мотивы, способности;
- ориентирует учителя на индивидуальную работу с учеником при одновременной работе с классом;
- ориентирует на интеграцию с другими технологиями.
Основные идеи ИОСО:
- движение ребенка в своем темпе, при освоении программы (у каждого ребенка свой темп, желание, способности, самочувствие, следовательно, ребенок сам выбирает себе время сдачи зачета, может идти с опережением);
- выбор уровня для изучения материала (ребенок по своим потребностям и возможностям может выбирать уровень выполнения задания: нормативный, компетентный, творческий);
- систематичность и последовательность при усвоении материала.
В технологии ИОСО учебный материал делится на два блока: лекционный и лабораторный. В блоке изучения нового материала (лекционном), происходит понимание, осознание, осмысление, обобщение изученного материала, а так же частичное усвоение и применение. В блоке самостоятельной работы (лабораторном) происходит усвоение и применение полученных знаний с использованием различных форм работы: групповых, парных, индивидуальных. На лекциях ключевая роль принадлежит учителю. Он «переводит» содержание учебного материала на язык самих учащихся. На лабораторных занятиях роль учителя меняется и из переводчика научных знаний и понятий он становится организатором различных форм работы. Хотя технология ИОСО называется индивидуальной, но в ней на всех этапах используются групповые, коллективные, парные формы работы, так как дети, работая друг с другом, уточняют, обобщают полученную информацию, проговаривают во внешней речи. А чтобы учащихся заставлять рассуждать вслух, надо организовать работу в парах, так как, формулируя мысль, человек прочнее усваивает ее.
Основой ИОСО является индивидуально-ориентированный план (ИОП).
При выборе учащимся уровня сложности ИОП позволяет планировать результат собственной учебной деятельности, то есть ставить перед собой цель, формировать у детей самооценку. При работе по плану, у ребенка формируется чувство ответственности за прогнозируемый результат. С помощью ИОП ученики учатся контролировать свой уровень знаний.
Структура ИОПа для учащихся может быть разной для каждой возрастной группы.
Мною была выбрана следующая структура ИОПа для 10 класса:
Тема
|
Срок
|
Знать и уметь
|
10 у.е.
|
20 у.е
|
30 у.е
|
40 у.е
|
50 у.е
|
Оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На лекционных занятиях работа по ИОП ведется на пятом этапе урока. Дети пробуют выполнять задания по уровням. Учитель контролирует правильность учебных действий. Оценки при этом не ставятся, так как ребенок, в силу своих психологических особенностей, может быть сейчас не готов выполнить на «5». Одни дети запоминают сразу, другим нужно прочитать дома и только потом решить, на какую оценку они могут ответить. Здесь происходит только закрепление того, что услышал ученик.
На лабораторных занятиях больший процент времени идет на самостоятельную работу по ИОП и сдачу тем. Здесь могут быть применены разные приемы:
а) групповой зачет по теме в группе или путем собеседования;
б) взаимопроверка тем между участниками группы;
в) взаимопроверка учащимися, опережающими своих товарищей;
г) тестирование.
Организация выполнения ИОП.
ИОУП должен быть у каждого ученика;
Содержать задания минимум на месяц, чтобы не сдерживать учащихся, которые идут с опережением;
Учащийся сам выбирает уровень выполнения на «3», на «4», на «5»;
Ребенок имеет право на пересамоопределение. Можно пересамоопределиться на более высокий уровень, но не наоборот. Здесь воспитывается чувство ответственности за взятое дело.
Выполнение должно быть поэтапное, то есть от параграфа к параграфу, от темы к теме;
Учащиеся не могут сдавать в день более, чем одну тему, чтобы сохранить работоспособность, не переутомиться и качественно выполнить;
Во время устного ответа не рекомендуется перебивать учащегося в течение (условно) 5 минут (даже, если он говорит неправильно). Только после этого учитель может задавать уточняющие вопросы. Это заставляет ребенка готовить логически связный рассказ, не рассчитывая на подсказку, а так же происходит развитие монологической речи.
В 5-6 классах допускается пересдача тем несколько раз. В 7-8 классах – не более 2-х раз. В 10-11 классах требования ужесточаются. Оценка при пересдаче не снижается.
Индивидуально-ориентированная система обучения предполагает различные средства контроля, которые некоторым образом отличаются от контроля в традиционной системе обучения. Здесь контроль несет в себе функцию – определить знания, а не наказать за незнания, а также, чтобы увидеть, как учащийся самоизменился, как сформировалась у него потребность к самообразованию, самосовершенствованию. При ИОСО, прежде всего, нужно сформировать самоконтроль. С помощью индивидуально-ориентированного плана ученики учатся контролировать свой уровень знаний.
Технология заранее проектирует качество, в соответствии с этим простраивается система действий, направляемых на достижение результата, качества выпускника: здоровье (физическое, психическое, интеллектуальное, нравственное); толерантность; творчество; субъективность; качества обученности (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, исследовательские).
Это и есть качественное новообразование, которое возникает только в системе, только под воздействием технологических приемов, только в специально созданных условиях.
В каждый класс приходят дети с разным уровнем развития и способностями. Возникает потребность в такой системе обучения, при которой как одаренный, так и ученик со средними способностями имели бы равные возможности в учебном процессе, чувствовали себя комфортно в учебном процессе
!!! ИОП для 10, 11 классов представлен в методической капилке
|