Суббота, 18.05.2024, 13:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS      Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход  


Сайт учителя физики Курденко Евгении Васильевны 


Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Начало изучения физики совпадает с периодом, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания.

По степени сложности среди школьных предметов физика занимает одно из ведущих мест и при  изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. При этом учителю необходимо поддерживать интерес к изучаемому материалу, активность на протяжении всего урока, в то же время надо  учитывать уровень   усталости детей, стараться  не причинить вред здоровью

В этом могут помочь здоровьесберегающие технологии. Включение в уроки элементов  здоровьесберегающих  технологий делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.     

Здоровьесберегающие технологии, применяемые мной в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (на перемене проверяю подготовку кабинета к работе; на стенах нет ничего лишнего; во время урока стараюсь следить за правильной посадкой учащихся);
  • психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, личностно-ориентированные технологии).Стараюсь создать благоприятный психологический климат на уроке через создание доброжелательной обстановке на уроке, проявление внимания к каждому высказыванию,  поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, эмоционально –смысловых разрядок : шуток, загадок, поговорок. В обстановке психологического комфорта работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников (правильная организация урока, использование каналов восприятия, учёт зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности, чередование видов деятельности) в этом мне помогает использование таких педагогических технологий как:
  1. ИОСО

Данная технология ориентирована на индивид: его темперамент, мотивы, способности.

       Основные идеи ИОСО:

- движение ребенка в своем темпе, при освоении программы (у каждого ребенка свой темп, желание, способности, самочувствие, следовательно, ребенок сам выбирает себе время сдачи зачета, может идти с опережением);

- выбор уровня для изучения материала (ребенок по своим потребностям и возможностям может выбирать уровень выполнения задания: нормативный, компетентный, творческий);

- систематичность и последовательность при усвоении материала.

Данная СО позволяет чувствовать себя комфортно в учебном процессе как одаренного ученика, так и ученика со средними способностями, так как каждый участник учебного процесса имеет равные возможности.

      Технология заранее проектирует качество, в соответствии с этим простраивается система действий, направляемых на достижение результата, качества выпускника: здоровье (физическое, психическое, интеллектуальное, нравственное); толерантность; творчество; субъективность; качества обученности (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, исследовательские).

  1. ИКТ. Использование компьютерных технологий на уроках физики позволяет:
  • активизировать визуальный канал восприятия учебной информации;
  • разнообразить  учебный материал;
  • эффективно преподнести объяснение нового материал;
  • организовать самостоятельную работу учащихся;
  • расширить формы и виды контроля учебной деятельности;
  • снять напряжение;
  • повысить работоспособность
  1. Элементы модульной технологии

Модульное обучение позволяет  обеспечить самостоятельность приобретения  знаний, решить задачу дифференциации, стимулирует познавательную деятельность учащихся, обеспечивает чередование видов деятельности, чередование каналов восприятия, все это благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние учащихся.

Все эти технологии позволяют   чередовать разные виды учебной деятельности: опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на вопросы, решение задач выдвижение гипотез , рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов т.д.

  1. Школьная оценка.

 Является одной из важнейших технологий здоровьесбережения. Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у обучающихся в ситуации оценивания результатов адекватна нагрузке летчика-испытателя перед взлетом на новой машине.

Во избежание субъективизма при выставлении итоговых оценок  использую рейтинговую систему оценивания. Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов

  Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики многие темы могут быть использованы для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.  

Мной проводятся здоровьесберегающие уроки по физике двух видов:

- урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью.

Например, в таблице представлены темы уроков курса физики с включением элементов здоровьесбережения.

Тема урока

Вопросы здоровьесбережения

Что изучает физика. Физические явления.

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды..

Инерция.

Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах..

Масса тела. Вес тела.

Умение измерять массу тела и вес тела. Ожирение – угроза здоровью.

Давление твёрдых тел.

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.

Атмосферное давление.

Метеозависимость людей.

Архимедова сила.

Правила безопасного поведения на воде.

Влажность воздуха.

Влияние влажности на здоровье человека

Законы постоянного тока

Оказание первой помощи при поражении током

Виды излучений

Влияние солнечной энергии на организм

Линзы. Построение изображений с помощью линз.

Профилактика близорукости

Понятие о телевидении

Телевидение и дети

Электромагнитное поле

Влияние компьютера на здоровье человека

Шкала электромагнитных волн

Защитные силы организма и здоровье

Мир звука.

Физика и музыка

Музыкальные инструменты как источники звука. Вопросы слуха человека.

 

-стандартный хорошо продуманный методически урок по физике, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором стремлюсь:

  • полноценно выполнить учебную программу;
  • формировать у учащихся интерес к своему предмету;
  • установить с учащимися доверительные, партнерские отношения;
  • продумывать урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
  • максимально использовать индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

При подготовке к урокам с использованием здоровьесберегающих технологий, учитываю следующие критерии:

  • обстановку и гигиенические условия в классе;
  • количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;
  • количество видов преподавания и их чередование;
  • наличие методов, способствующих активизации;
  • место и длительность применения ТСО;
  • поза учащегося, чередование позы;
  • наличие оздоровительных моментов на уроке;
  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
  • психологический климат на уроке;
  • наличие эмоциональных разрядок на уроке.

Исходя из опыта  работы, можно сделать вывод:  здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности

Категория: Мои статьи | Добавил: 222f (17.03.2015)
Просмотров: 1040 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024